ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

вернуться к блоку "Исторический коллаж"

Вдоль окопов: [Русский блиндированный автомобиль]

Раннее утро. Выглянувшее в первый день здешних праздников солнце осушило дороги и обогрело солдат. В окопах сегодняшнюю ночь не спали. Когда рассвело, одни пошли в резерв на отдых, а другие стали приводиться в порядок.
Словно муравьи, солдаты повылезли из всех щелей, выбрались из-под соломы на свет Божий и, кажется, рады и дню, и солнышку, и тому, что миновала трудная ночь, что можно поразмять члены, похлестать на лицо холодной водой, съесть горячую картошку и кусок хлеба с солью. Кто у дымящихся котелков расположился, кто, свесив ноги, сидит на краю окопов и раскуривает папироску, кто, сняв куртку, плескается водой, кто несет охапку хлеба из резерва.
Пальбы пока нет. После неудачного сочельника Немцы, по-видимому, решили отдохнуть и справить первый день Рождества. Наши тоже выжидают...
В стороне от окопов за небольшими прикрытиями, как игрушечки, стоят в ямках пулеметы. Страшное орудие! Оно приносит больше вреда, чем немецкие чемоданы и шрапнель. Во время атак удачно поставленные пулеметы кладут людей, как коса рожь. немцы всегда их взгромождают на костелы и вышки, наши тоже стали удачно приноравливаться, а в последнее дни войны, неожиданно появившееся блиндированные автомобили с пулеметами произвели прямо панику среди неприятеля. Они действовали под Лодзью и Ловичем, во время боев на Бзуре, а на Пабианицком шоссе капитан Гурдов, удачно выкатив два автомобиля, как на смотру пропускал мимо себя ряды немецкой пехоты и в течение часа уничтожил целую бригаду. Оставшиеся бежали в панике, и немецкой артиллерии не удалось вывести из строя ни одного пулемета.

Блиндированный автомобиль // Искры. - 1914. - №49. - С. 390.

Я видел эти неуклюжие шестигранные машины, на палец облепленные грязью. Они только что пришли из «дел» и собирались приводится в порядок. Солдаты вылезали из стального чудища, закопченные офицеры, умело подобранные и отважные, с удовольствием рассказывали, как наколотили Немцев.
- Думали, на них управы нет... Простите, пожалуйста - еще не то вам покажем!...
Среди блиндированных машин стояла одна более солидная. Она полукрытая, без верха, с пушкой Гочкиса. Машиной управляет капитан Миклашевский, большой любитель автомобилей, знаток их, командовавший до войны на Востоке миноносцем «Лейтенант Малеев». Он вызвался добровольцем, подобрал тоже добровольцами своих матросов и даже помогал конструировать машины. Когда пушка-автомобиль выкатила при нашем наступлении на фольварк Здуны и подошла к немецким позициям шагов на шестьсот, ей удалось по очереди сбить все пулеметы, выставленные на костеле. Пулеметы были уничтожены и наши цепи могли свободно, без обстрела, продвигаться вперед. Автомобиль обстреливался со всех сторон в течение сорока минут, шрапнель рвалась вокруг, один стакан ударил даже по стальной заклепке, но броня не была повреждена и только кое-где остались слегка заметные легкие царапины.
Блиндированные машины не только крупная материальная сила, но и большая нравственная поддержка для пехоты. Они везде желанные гости. Их встречают с распростертыми объятиями и упрашивают «подольше погостить».
- Вы куда едете? - останавливает на шоссе группа офицеров пулеметные автомобили.
Командир сообщает место назначения.
Офицеры обескуражены и уговаривают остаться у них.
- Туда, куда вас послали, вы не доедете, - шутят они, - оставайтесь лучше у нас. Мы сегодня пойдем в ночную атаку, вы окажете нам большую поддержку...

Пехота под прикрытием бронированных автомобилей, берет окопы. Рис. участника похода К.Юнакова.
// Лукоморье. - 1915. - № 26.

Солдаты оглядывают автомобили с любопытством и уважением.
- Серьезная штучка!.. Не по вкусу Немцу приходится...
- А ты разве видел, как действует? - спрашиваю одного из стрелков.
- Как же, ваше благородие, под Гуминым вместе сражались... Немцы в атаку пошли, только нам за темнотой их не видно было. Слышим, сзади кто-то палит... Раз-другой, за немецкими окопами загорелась деревня, запалились стога соломы, и Немец оказался, как на ладошке... Тут мы его в ружья и в пулеметы ловко приняли. Обратно никто не перешел реку.. А когда бой кончился и пошли на отдых, смотрим, стоить большая машина, на ней пушка и грязь очищают... Оказалось, что это самая машина и помогла нам ночью... Серьезная махинация...
-Ты что других выхваливаешь, - усмехаются окружившие нас солдаты...— Расскажи-ка лучше, как ты сам автомобиль подстрелил.
По виду сибиряка никак не ожидал, что разговариваю с героем, совсем незначительный мужичонка. Как в паспортах пишут, «лицо обыкновенное и особых примет нет». А на деле оказывается - подбил немецких автомобилистов и привел машину в штаб.
- Как же ты это сделал? - спрашивают солдаты.
- Шел я, ваше благородие, по дороге, вижу, автомобиль катит, по виду на наших не похож, и управляет им человек в немецкой шапке. Я отступил от шоссе, рассыпался в цепь, открыл огонь и начал его обстреливать. Автомобиль подшиб, и машина стала, я подбежал и того, который в машине сидел, тоже подшиб... Думаю, надо машину в штаб доставить. Сел вместо шофера, пробовал управлять, ничего не выходит, - пыхтит и ни с места... А тут навстречу крестьянин едет, - распряг повозку и заставил везти... Говорят, к награде представили...
Мне особенно понравилось, что сибиряк действовал по всем правилам военного искусства и даже сумел один «рассыпаться в цепь». Совсем как в анекдоте: «шел один и пел хором».
// Вестник Красного Креста. - 1915. - №1. - С. 251-253.

Высочайший смотр санитарных поездов

2 июня Государыня Императрица Мария Федоровна осматривала состоящий под Августейшим покровительством Ее Величества военно-санитарный поезд № 605 Вятской губернии.<...>
В три часа пополудни изволила прибыть Ее Величество Государыня Императрица Мария Федоровна, в сопровождении свитной фрейлины графини Менгден. Приняв рапорт от старшего врача поезда Лазаревича и поздоровавшись с собравшимися лицами, Ее Величество изволила здороваться с медицинским персоналом поезда. Затем Государыня Императрица проследовала в вагоны поезда, который подробно осматривала, и изволила расписаться в книге Почетных Посетителей поезда. Военно-санитарный поезд Вятской губернии оборудован Вятским комитетом Красного Креста на пожертвования всей Вятской губернии. Поезд состоит из 21 вагона, из коих один вагон представляет перевязочно-операционную в два света палату, с двумя операционными столами и всеми новейшими приспособлениями; 1 вагон - палата для тяжело раненых и 13 - для легко раненых. Кроме того, в состав поезда входят: прекрасно оборудованная кухня, большой ледник, кладовые, помещения для персонала и пр. Поезд рассчитан на 410 раненых, но в случае надобности может быть развернут и на большее количество раненых. Обойдя все вагоны и выразив удовольствие по поводу прекрасного устройства поезда, Ея Величество изволила отбыть с вокзала. Военно-санитарный поезд начал свои действия 11 марта текущего года и с этого времени уже сделал по Северным дорогам шесть рейсов. Персонал поезда состоит из 2-х врачей, заведующего хозяйством, 4-х сестер милосердия, 5 фельдшеров, 41 санитара и 5 слесарей.

Осмотр Её Императорским Величеством Государыней Императрицей Марией Федоровной санитарного поезда, сооруженного вятским земством // Родина. - 1915. - № 26. - С. 349.

13 июня Государыня Императрица Мария Федоровна изволила обозревать Ее Императорского Величества военно-санитарный поезд № 90. Выкрашенный в белый цвет поезд, расцвеченный русскими флагами, стоял у дебаркадера Императорского павильона в Петрограде. <...>
Встреченная рапортом старшего врача поезда над. сов. Б.Е.Белинга, Государыня Императрица поздоровалась с собравшимися лицами, а затем в сопровождении врачебного персонала и старшей сестры милосердия проследовала в поезд и изволила обозревать все вагоны. По осмотре поезда, Ее Величество, выразив удовольствие по случаю его прекрасного устройства, в 3 ч. 30 м. пополудни отбыла с Царского павильона.
Военно-санитарный Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны поезд состоит из 21 вагона. В состав поезда входят: 10 вагонов для легко раненых, два - прекрасно оборудованных пульмановских вагона, блиндированных снаружи, для тяжело раненых, 1 вагон для раненых офицеров, вагон для врачебного персонала и сестер милосердия, вагон канцелярии и столовая, вагон-аптека и перевязочная с операционными столами, вагон для санитаров, 2 цейхгауза для запасов белья и вещевого склада. Кроме того, в поезде устроены великолепно оборудованные: кухня, кладовые, ледник и проч. Из вагона в вагон проведены телефоны и электрические звонки. Персонал поезда составляют: старший врач, два младших врача, семь сестер милосердия, заведующий хозяйством, сорок четыре санитара и пять слесарей. Весь персонал поезда на днях имел счастье представляться в Собственном Его Величества Аничковом Дворце Ее Величеству Государыне Императрице Марии Федоровне. Ее Величество удостоила представлявшихся милостивых вопросов и благословила на предстоящий труд шейными образками Казанской Божей Матери.
Все раненые, имеющие попасть в этот поезд, получат при поступлении шейные образки, а при выходе из него - мешочки, украшенные монограммой из инициалов Государыни Императрицы Марии Федоровны с чаем, сахаром, трубкой, табаком и проч.
// Вестник Красного Креста. – 1915. - № 7. – С. 3048-3050.

 

Ремонт автомобилей на театре войны

Главное Управление Красного Креста утвердило предположение Комиссии по руководству автомобильным делом Красного Креста, в видах оказания содействия правильному и своевременному ремонту автомобилей Красного Креста, действующих на фронтах, организовать по 5 подвижных мастерских на каждый из фронтов, Юго-Западный и Северо-Западный, с тем, чтобы такие мастерские были назначены в распоряжение Особо уполномоченного. Для оборудования этих мастерских было предназначено 10 трехтонных грузовых шасси завода «Итала».
Вопрос о подвижных мастерских подвергся в Комиссии подробному обсуждению, причем Комиссией был рассмотрен тип мастерской, представленный Заведующим автомобильной частью Главного Управления. Конструктивной особенностью этого типа являются съемные станки, которые для работы устанавливаются в специально приспособленной для этого палатке или же в особом помещении кабеля из центральной электрической станции, установленной на платформе автомобиля.
Указанный тип дает возможность пользоваться при размещении станков большой площадью и, кроме того, позволяет более экономно использовать платформу грузовика, на которой может быть помещен запас необходимых материалов и инструментов.
Технические преимущества такой мастерской нашли положительную оценку в лице представителя как Северо-Западного, так и Юго-Западного фронтов, в виду чего Комиссия не встретила препятствий к разрешению вопроса об оборудовании указанного типа подвижных мастерских в положительном смысле.
// Вестник Красного Креста. – 1915. - №7. - С. 3070.
Автомобильная мастерская для ремонта автомобилей и мотоциклетов.
// Нива. - 1914. - № 50. - С. 960.
Походная автомобильная мастерская
// Искры. - 1914. - № 48. - С. 379.

вернуться к блоку "Исторический коллаж"