Россия в Первой мировой войне: (урок в IX классе)

Маслова И.Ю.,
учитель истории Луковской средней школы Малоархангельского района Орловской области

вернуться к блоку "Методические материалы"

Цель урока: обобщить и дополнить знания учащихся по теме, проследить ход военных действий в 1914-1916 гг.; учащиеся в конце урока должны сделать вывод о причинах изменения отношения в обществе и народе к войне и правительству.
Оснащение: карта «Россия в Первой мировой войне»; раздаточный материал; возможно - компьютерная презентация урока (на экран выводятся документы, тестовые задания и вопросы в открытой форме при проверке ранее изученного материала и иллюстрации к рассказу учителя на этапе изучения нового материала).
Продолжительность занятия: 2 ч.

План:

  1. Вводно-мотивационная часть.
  2. Характеристика основных противоречий между странами накануне войны. Повод к войне и ее начало (повторение материала, изученного в рамках курса всеобщей истории).
  3. Военные кампании 1914-1916 гг., участие в них России (частично - повторение, частично - изучение нового материала).
  4. Россия в годы Первой мировой войны (изучение нового материала).
  5. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Вводно-мотивационная часть. Для «затравки» ученикам можно предложить два высказывания кадетов (сделанных с интервалом в 2 года) по отношению к войне и власти.
1914 год: «Каково бы ни было наше отношение к внутренней политике правительства, наш прямой долг - сохранить Родину единой и неделимой... Отклоним же внутренние споры, не дадим ни малейшего повода надеяться на разделяющие нас разногласия».
1916 год. Лидер кадетов П.Н.Милюков, критикуя государственную военную и хозяйственную политику, завершал каждый пункт обвинения многозначительным вопросом: «Что это: глупость или измена?»
Что повлияло на настроения кадетов? Почему их отношение к войне и власти (и отношение многих других партий, социальных и политических групп) изменилось столь глубоко, буквально на 180 градусов? В конце урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

2. Повторение ранее изученного материала о причинах, поводе и начале войны.
Тема нашего урока - «Первая мировая война». Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 г. В межвоенный период употреблялось название «Великая война», в Российской империи ее иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) - «германской»; затем в СССР - «империалистической войной».
Первая мировая война - один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. На уроках по всеобщей истории мы подробно изучали вопрос о ее причинах. Вспомните, какие военные блоки сложились в Европе накануне Первой мировой войны, какие страны они включали? Каковы были основные противоречия между странами накануне войны? Что послужило поводом к войне? Почему убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда нарушило баланс сил в Европе? Как вы думаете, началась бы война, если бы этого убийства не произошло? Правильно ли поступила Россия, защищая Сербию от агрессии со стороны Австро-Венгрии и Германии? Что можно сказать о характере начавшейся войны, для кого она была справедливой, а для кого - несправедливой?

3. Повторение ранее изученного и усвоение нового материала о боевых действиях в 1914-1916 гг.
Где пролегли Западный и Восточный фронты Первой мировой войны? Какой фронт был главным в 1914 г., и почему? В чем заключался германский план ведения войны («план Шлиффена»), что он предусматривал? Какую роль сыграла Россия в его срыве?

Работа с документом: «Нужно отдать должное русской нации за ее благородное мужество и лояльность к союзникам, с которой она бросилась в войну. Если бы русские руководствовались лишь собственными интересами, то они должны были бы отводить русские армии от границы до тех пор, пока не закончится мобилизация огромной страны. Вместо этого они одновременно с мобилизацией начали быстрое продвижение не только против Австрии, но и против Германии. Цвет русской армии вскоре был положен в ходе сражений на территории Восточной Пруссии, но вторжение в Восточную Пруссию пришлось как раз на решающую фазу битвы за Францию» (У.Черчилль - выдающийся английский военный и политический деятель XX в.).
Вопросы к документу. Как У.Черчилль характеризует вклад России в совместную борьбу с Германией и ее союзниками в начале войны? О какой причине неудачи русского наступления в Восточной Пруссии косвенно свидетельствует отрывок? Какие еще причины неудач вы можете назвать?
Покажите по карте основные театры военных действий в 1914 г. Каковы были итоги военной кампании 1914 г.?
Как развивались военные действия в 1915г., почему в этом году главным фронтом стал Восточный?

Работа с документом: «Ослабленные нанесенными ударами в отношении качества и структуры командования, находясь в худшей фазе недостачи оружия и боеприпасов, армии царя на 1200-километровом фронте удерживали позиции от последовательных германских ударов то здесь, то там, осуществляя глубокий и быстрый отход. Следующие на всех направлениях удары поставили под вопрос само существование русской армии. Это было зрелище триумфа германского воинства, действующего с удивительной энергией и близкого к тому, чтобы обескровить русского гиганта...» (У. Черчилль).
Вопросы к документу. Чем У.Черчилль объясняет поражения русской армии в 1915г.? Чем в это время занимались союзники России?
Каковы были итоги военной кампании 1915г.? Как развивались военные действия в 1916 г., каковы были их результаты?
Заранее подготовившийся ученик выступает с сообщением о Брусиловском прорыве (для подготовки рекомендуется коллекция ссылок к статье в «Википедии» о Брусиловском прорыве - представленные там работы позволяют посмотреть на данный эпизод с разных точек зрения).
Вывод: хотя и с трудом, но Россия справлялась с «фронтовыми» трудностями, вызванными неожиданно затяжной войной. А что в это время происходило в тылу?

4. Россия в годы Первой мировой войны (изучение нового материала).

Стихотворение С. Городецкого «Подвиг войны» (1914 г.)
Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с христовою судьбою!
Так приими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.


Вопрос: какие настроения преобладают в этом стихотворении?
Начало Первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств, и стихотворение Городецкого - лишь одно из многих тому подтверждений. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации под лозунгом «Война до победного конца!» Некоторые из них сопровождались немецкими погромами. На волне антигерманских настроений указом царя Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96 % подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись знаменитые поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. Пример подавали императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна.
Первая мировая война внесла изменения в деятельность политических партий России. Почти все оппозиционные силы за исключением большевиков и части эсеров поддержали правительство.

Работа с документом: «С точки зрения рабочего класса и трудящихся масс всех народов России наименьшим злом было бы поражение царской монархии, самого реакционного и варварского правительства... Чем больше будет жертв, тем яснее будет для рабочих масс... необходимость обратить оружие против правительства и буржуазии каждой страны... Превращение современной империалистической войны в войну гражданскую есть единственно правильный пролетарский лозунг...» (из манифеста ЦК РСДРП(б) «Война и российская социал-демократия»).
Вопросы к документу. Как вы можете оценить изложенную позицию с точки зрения политической целесообразности и нравственности? Какие практические выводы следуют из данной позиции?
Впрочем, энтузиазм населения и политиков во многом основывался на предположении, что война надолго не затянется. А она затянулась, причем вместо ожидаемых побед пришли неожиданные поражения. Оккупация в ходе военных действий крупных промышленных районов, мобилизация части кадровых рабочих, неблагоприятная атмосфера для предпринимательства привели к спаду промышленного производства. Выросло только военное производство, непосредственно связанное с удовлетворением нужд фронта, который как «черная дыра» поглощал все ресурсы страны. В тяжелом положении оказался железнодорожный транспорт, на 2/3 обслуживавший потребности воюющей армии. Из-за сокращения добычи сырья, расстройства транспорта и свертывания внешней торговли страна переживала топливный голод.
За время войны были мобилизованы в армию четверть взрослого мужского населения страны и миллионы лошадей. Это тяжело отразилось на состоянии сельского хозяйства. Немецкая оккупация западных губерний привела к существенному сокращению посевных площадей. Плохая организация правительственных закупок сельскохозяйственной продукции и расстройство транспорта стали причиной кризиса продовольственного снабжения городов.
Произошло полное расстройство финансов. Поддавшись патриотическому порыву, правительство ввело «сухой закон», тем самым лишившись важнейшего источника доходов. Цены на основные товары возросли в 4-5 раз, количество бумажных денег в обращении выросло в 6 раз и к 1917 г. покрывалось золотым обеспечением лишь на 15 % (в июле 1914 г. - 98 %). В качестве разменной монеты стали ходить почтовые марки.
Правительство пыталось исправить ситуацию с помощью отдельных мер. Были созданы Особые совещания и военно-промышленные комитеты для руководства стабилизацией тыла страны. В их состав вошли чиновники, представители предпринимателей и общественности. Однако успешной работе новых органов управления препятствовало нарастание противоречий во взаимоотношениях власти и общества.
Поражения 1915 г., невиданная масштабность боевых действий, затягивание войны, вызвав напряжение всех сил России, обострили ситуацию. Тяготы инфляции и нехватка продуктов сильнее всего ударили по городскому населению, выросшему в 1914-1916 гг. на 6 млн человек. Стала нарастать новая волна забастовок (почти прекратившихся после объявления войны). Уже с начала 1916 г. в Петрограде, по свидетельству современников, было привычным наблюдать «длинные очереди бедноты, часами простаивающие на холоде перед хлебными лавками». Очереди стали своего рода клубами, в которых люди высказывали свое недовольство.
В деревне дела обстояли лучше, ибо в руках крестьян был самый ценный товар - продовольствие. Однако крестьяне в условиях быстрого роста цен неохотно вывозили свою продукцию в города, боясь продешевить. Их начали принуждать к этому силой, что вызвало сопротивление.
Обострилась обстановка на национальных окраинах, кое-где (например, в Казахстане) дело дошло до восстаний. Но наиболее опасным был процесс разложения армии.

Работа с документом: «Сколько раз я спрашивал в окопах, из-за чего мы воюем, и всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там эрцгерцог с женой были кем-то убиты, а потому австрияки хотели обидеть сербов. Но кто же такие сербы - не знал почти никто, что такое славяне - было также темно, а почему немцы из-за Сербии вздумали воевать - было совершенно неизвестно. Выходило, что людей вели на убой неизвестно из-за чего, по капризу царя» (из воспоминаний А.А. Брусилова).
Вопросы к документу. О чем свидетельствует документ? Предположите, какие последствия могло иметь данное отношение к войне.
К 1916 г. большая часть профессиональных офицеров погибла или залечивала раны. Пришедшие им на смену офицеры-новобранцы, прозванные «задаваками», зачастую не пользовались у солдат авторитетом.
Привлекая общественность к решению хозяйственных проблем, царь не шел на уступки в политической сфере, отвергая идею создания правительства, ответственного перед Думой. При этом министры менялись с калейдоскопической быстротой: за 1914-1916 гг. сменилось 4 премьер-министра, 4 военных министра, 6 министров внутренних дел и т. д. (это явление получило название «министерская чехарда»). Механизм управления явно стал давать сбои.
В эти тревожные годы выросло влияние на царя и его супругу Григория Распутина (Новых). Малограмотный сибирский крестьянин, он, благодаря своей уникальной способности облегчать страдания больного гемофилией (несвертываемостью крови) наследника престола царевича Алексея, вошел в доверие к царю и особенно к императрице Александре Федоровне. Распутин получил возможность влиять на принятие решений государственной важности: например, настоял на замене способного военного министра А.А.Поливанова специалистом по военной обуви генералом Д.С. Шуваевым, про которого говорили, что тот обсуждение всех вопросов сводит к сапогам. По совету Распутина царь занял пост главнокомандующего и отправился в Ставку в Могилев, утратив нити повседневного управления страной.
Все это вызвало нарастание недовольства, причем чуть ли не впервые за всю историю России императором были одновременно недовольны и либералы, и убежденные монархисты. До 3/4 депутатов Государственной Думы образовало Прогрессивный блок, выдвинувший требование создания правительства, «пользующегося доверием страны». С яркой речью 1 ноября 1916 г. выступил П.Н.Милюков, обвинивший высших сановников в сговоре с Германией (что не имело под собой оснований, но способствовало разжиганию революционных настроений). Царь отверг все требования думского большинства.
Монархисты видели падение авторитета царской власти и зарево катастрофы. Князь Ф.Ф. Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович и В.М.Пуришкевич составили заговор и в декабре 1916 г. убили Распутина, считая его источником всех бед. Но так ли оно было на самом деле?

5. Подведение итогов. Общий вывод, который должны самостоятельно сформулировать учащиеся: в ходе затяжной и кровопролитной войны с малопонятными целями обострились все имевшиеся в российском обществе противоречия - аграрный, рабочий, национальный вопросы и вопрос о власти. На смену желанию сотрудничать с правительством и вместе с ним сражаться против общего врага пришло озлобление против власти.

Домашнее задание. Для сильных, гуманитарно-ориентированных учеников: подготовьте сообщение (презентацию) об одном из сражений русской армии в ходе Первой мировой войны (с использованием материалов сайтов «Первая мировая война»: http://www.firstwar.info, «Русская армия в Великой войне»: http://www.gmar.ru, и других источников информации). Для остальных: составьте по теме не менее 5 заданий по образцу части А и не менее 2 заданий части В ГИА (использовав последний вариант демо-версии).
// Преподавание истории в школе. - 2012. - № 2. - C. 55-59.

вернуться к блоку "Методические материалы"