Первая мировая война: из конспекта урока

Коваль Татьяна Викторовна,
к.п.н., ст. научный сотрудник ИСМО РАО

Материал публикуется с разрешения автора
вернуться к блоку "Методические материалы"

IV. Военные действия в 1914—1918 гг.

Первый вариант изучения
Традиционный подход к изучению этого вопроса - составление хронологической таблицы «Основные события Первой мировой войны» в ходе коллективной работы класса под руководством учителя. Учитель называет сражение, указывает его хронологические рамки, учащиеся прослеживают ход событий по карте, фиксируют сражение в таблице и устно определяют взаимосвязи между параллельно происходящими на разных фронтах событиями. Дополняется изучение вопроса сообщениями учеников.

 

Материал для сообщения ученика на тему: «Военные действия в Восточной Пруссии в 1914 г.»
Реализуя «план Шлиффена», в начале августа 1914 г. германские войска развернули наступление против Франции. Германия правильно рассчитала сроки, необходимые для мобилизации всей российской армии. Войска России еще не подтянулись к границам, а из Парижа уже сыпались просьбы о развертывании наступления. На приеме у Николая II 5 августа 1914 г. французский посол М. Палеолог говорит: «Я умоляю Ваше Величество приказать Вашим войскам немедленное наступление. Иначе французская армия рискует быть раздавленной». И 8 августа Северо-Западный фронт, развернутый против Германии, получает указание готовить наступление, а 10 августа командующий фронтом получает приказ Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича: «Армиям Северо-Западного фронта необходимо теперь же подготовиться к тому, чтобы в ближайшее время, осенив себя крестным знаменем, перейти в спокойное и планомерное наступление». Планировался захват Восточной Пруссии. 1-я русская армия под командованием генерала П.К. Ренненкампфа (1854—1918), наступая с востока, и 2-я армия, под командованием А.В. Самсонова (1859—1914), наступая с юга, действовали против 8-й немецкой армии. Противник был сильнее в огневой мощи, опирался на хорошо укрепленный район и располагал великолепной сетью путей сообщения. 20 августа войска 1-й армии одержали победу под Гумбиненом (ныне г. Гусев Калининградской области). От Ренненкампфа ждали наступления на Берлин, особенно активно настаивали на этом представители Франции. Самсонов должен был преградить отход 8-й немецкой армии, которую считали поверженной, и разбить ее в окружении.
Германия вынуждена была активизировать свои действия в Восточной Пруссии. Командование 8-й армией было поручено генералу Гинденбургу, генерал-квартирмейстером (начальником штаба) был назначен Людендорф. Начинается переброска с Западного на Восточный фронт двух корпусов. К 26 августа Германия создала двойное превосходство в силах против находящейся на марше 2-й русской армии. В сражении 26-31 августа русские войска потерпели поражение. Героизм отдельных частей не мог спасти армию. В болотах Восточной Пруссии погибли отборные гвардейские полки. Из 80 тыс. человек из немецкого окружения вышло 20 тыс., было убито 6 тыс., 20 тыс. раненых остались на поле боя. Около 30 тыс. человек были взяты в плен. Генерал Самсонов застрелился. Первая армия генерала Ренненкампфа не смогла прийти на помощь терпящим поражение войскам, приказ об этом, по словам командующего, пришел слишком поздно. Впоследствии Ренненкампфа неоднократно обвиняли в предательстве. Однако ряд военных историков, в частности, Н.Яковлев, считают, что причины этой катастрофы - «неготовность армии к наступлению, неустройство тыла и коммуникаций, несистематичность и чрезмерная форсированность марша, неосведомленность о противнике, чрезмерная растянутость фронта, ... переутомление от беспрерывного марша с боями, от бессонных ночей и недостатка продовольствия. Эти причины вызваны главным образом желанием спешно помочь союзникам в их тяжелом и безысходном положении...» (цит. по: Яковлев Н. 1 августа 1914. М., 1993). Своими жертвами русские войска помогли французской армии. Командующий 9-й французской армией, остановившей продвижение Германии на Марне, в своих мемуарах писал: «Мы не можем забывать о наших союзниках на Восточном фронте, о русской армии, которая своим активным вмешательством отвлекла на себя значительную часть сил противника и тем позволила нам одержать победу на Марне».

Материал для сообщения ученика на тему: «Брусиловский прорыв»
В 1915 г. позади отступавших русских армий остались Польша, Литва, Галиция, часть Белоруссии. К осени войска закрепились на новых позициях, линия фронта стабилизировалась, война стала позиционной. Армия страдала от «снарядного голода», справиться с которым благодаря усиленной работе промышленности удалось лишь к весне 1916 г.
В начале 1916 г. державы Антанты договорились начать наступление на Западе 1 июля, а на Востоке - на две недели раньше. Генерал М.В.Алексеев на совещании в Ставке изложил свой план: главный удар в направлении на Вильно наносит Западный фронт генерала А.Е.Эверта, Северный фронт (А.М.Куропаткин) и Юго-Западный (А.А.Брусилов) содействуют наступлению главных сил. Эверт и Куропаткин высказали сомнения в успехе операции. Генерал Брусилов не только не сомневался в необходимости наступления, но и добился для своего фронта разрешения нанести «вспомогательный, но сильный удар».
С просьбами о скорейшем переходе в наступление к русской армии обращалось французское (французы вели тяжелейшие бои под Верденом) и итальянское командование (итальянская армия спешно отступала под ударами австрийских войск). Алексеев попросил командующих фронтами ускорить операцию. Брусилов решил начать наступление 4 июня.
К началу июня у Брусилова было 40 пехотных и 15 кавалерийских дивизий (636 тыс. человек), у австрийцев - 39 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (478 тыс. человек). Русская армия опережала противника по количеству легких орудий, но по тяжелым впереди были австрийские войска (545 орудий против 168). Австрийцы девять месяцев укрепляли свои позиции, состоявшие из двух-трех полос на расстоянии пяти километров друг от друга. В первой полосе было три линии окопов, прикрытых рядами проволочных заграждений. На некоторых участках через проволоку пропускали электрический ток. Оборонительные сооружения были усилены бетонированными блиндажами, на вооружении у солдат появилась новинка - огнемет.
Прорыв таких позиций раньше осуществлялся на узком участке, к которому стягивались главные ударные силы. Противник отвечал тем же, и наступление превращалось в массовое истребление сторонами друг друга до полного истощения сил. В случае успеха наступавшие войска продвигались на считанные километры. Идея Брусилова заключалась в том, чтобы атаковать всем фронтом (протяженность 340 км), выделив четыре ударных участка (15-20 км). Противник не смог определить направление главных ударов. Глубокое продвижение русских армий в начавшемся наступлении не имело аналогов в войне: 8-я армия, например, за первые одиннадцать дней прошла 70-75 км. Брусиловский прорыв был первым успешным наступлением целого фронта в условиях позиционной войны. Западный и Северный фронт поддержки Брусилову не оказали, а противнику пришлось спешно перебрасывать на этот участок войска не только из-под Вердена и из Италии, но и из Турции. До конца июля были отвоеваны часть Восточной Галиции и вся Буковина. К осени 1916 г., когда русских удалось остановить на реке Стоход, ими уже было занято 25 тыс. кв. км. Противник потерял до полутора миллионов человек, наши войска - втрое меньше.
Таким образом, расчет Четверного союза на то, что Россия не оправится от поражений 1915 г., провалился. Тяжелейшее поражение понесли австро-венгерские войска. Была спасена итальянская армия. Из Италии перебросили на Восток шестнадцать австрийских дивизий; из Франции - восемнадцать немецких и еще четыре вновь сформированные дивизии; с Салоникского фронта - три немецких и две лучших турецких дивизии. Под влиянием победы Брусилова в войну на стороне Антанты вступила Румыния.

Второй вариант изучения вопроса
В данном варианте используется групповая форма. Задания предлагаются пяти группам, представляющим основные события на главных фронтах войны в 1914, 1915, 1916, 1917, 1918 гг.

Задания группам:
1) Определите, какая группировка владела стратегической инициативой в этом году.
2) Каков был основной военный замысел стороны, владеющей стратегической инициативой?
3) Назовите главные события на фронтах Первой мировой войны в этом году, определите их результаты и значение, покажите ход событий на карте.
4) Определите взаимосвязь событий на разных фронтах войны.
5) Каковы результаты военных действий в этом году?

Третий вариант изучения вопроса
В этом случае используется страноведческий подход и организуется групповая работа, выделяются группы, изучающие основные события войны с позиции Германии, Австро-Венгрии, Османской империи, Болгарии, России, Великобритании, Франции, США (можно добавить такие страны, как Сербия, Бельгия, Румыния). Представители групп, используя материал учебника и историческую карту, выполняют задание в течение 7-10 минут. Далее заслушиваются выступления представителей групп. Ответ на шестой вопрос фиксируется в графе «Результаты войны» таблицы 10.

Задания группам:
1) В какой блок входила ваша страна?
2) Назовите причины вступления вашего государства в Первую мировую войну, определите его цели.
3) На основании информации учебника определите, как отнеслось население вашей страны к войне? Менялось ли это отношение за годы войны?
4) Назовите людей (политиков, военных и т. д.), чья деятельность в годы войны имела наибольшее значение для вашей страны.
5) В каких основных сражениях участвовала ваша страна? Каковы их результаты и последствия для хода военных действий и для вашего государства?
6) Каковы главные итоги войны для вашего государства?

V. Результаты и последствия войны

Kлассу дается задание подвести итоги урока: на основании информации, изученной в ходе урока, определить результаты войны и ее последствия. Заканчивается занятие словами Л.Аннинского:
«Страшно подсчитывать миллионы убитых. Горько видеть слом государства. Обидна насмешка судьбы, исключившей «в последний момент» Россию из числа стран - победительниц. Еще страшнее, и горше, и обиднее глухая бесследность трагедии в нашей истории. Ни одна война не оказалась так затерта в сознании потомков, как эта. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками бойцам 1914 - 1918 годов - у нас их нет. Миллионы жертв первой мировой войны были покрыты десятками миллионов жертв второй, Отечественной. Герои той, первой, скрывали свои награды от новой власти. Поколения, угробленные в 1914— 1918 годах, взывают к нам из безвестности».

Домашнее задание

Закончить составление таблицы 10 (если эта работа не была проведена на уроке). Ответить на вопрос: «Какова роль России в Первой мировой войне?»
Повторить материал и проверить усвоение фактов учитель может с помощью тестов (в некоторых вариантах правильными являются несколько ответов).
Вариант I:
1) «Три императора, сыгравшие главную роль в том, чтобы выстрелы в Сараево стали сигналами войны»: а - Николай II, б - Вильгельм II, в - Франц Фердинанд, г - Франц Иосиф.
2) В первой мировой войне принимали участие: а - 23 страны, б - 28 стран, в - 35 стран, г - 38 стран.
3) Морская блокада противников Антанты установлена в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - после вступления в войну США.
4) В 1915г. позиционная война идет на: а - Западном фронте, б - на Восточном фронте, в - на обоих фронтах, г - ни на одном из них.
5) В Четверной союз не входила: а - Турция, б - Болгария, в - Италия, г - Австро-Венгрия.
6) Танки в войне были применены впервые в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917 г.
7) Распад Восточного фронта не характеризуют: а - братания, б -дезертирство, в - перемирие, г - наступление.
8) Сражения на Марне происходили в: а - 1914 и 1917 гг., б - 1914 и 1918 гг., в - 1915 и 1917 гг., г - 1915 и 1918 гг.
9) Маршал Фош был главой вооруженных сил: а - Антанты, б -Четверного союза, в - России, г - США.
10) Мир в Брест-Литовске подписали: а - Австро-Венгрия, б - Германия, в - Сербия, г - Россия.

Вариант II:
1) Австро-Венгрия объявила войну Сербии в: а - 28.06.1914 г., б -28.07.1914 г., в - 1.08.1914 г., г - 3.08.1914 г.
2) Германские колонии были захвачены Великобританией: а - в 1914 г., б - в 1915 г., в - после вступления в войну США, г - после подписания Компьенского перемирия.
3) «План Шлиффена» был принят к действию командованием: а - Германии, б - Франции, в - Австро-Венгрии, г - Бельгии.
4) В 1915 г. маневренная война идет на: а - Западном фронте, б - Восточном фронте, в - обоих фронтах, г - ни на одном из них.
5) В Антанту не входила: а - Румыния, б - Болгария, в - Италия, г - Франция.
6) Сражение на Сомме произошло в: а - 1914 г., 6 - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917г.
7) Стратегическая инициатива была впервые утрачена Германией: а - в 1915 г., б - после сражений под Верденом и на Сомме, в - после вступления в войну США, г - после сражений под Аррасом и на Марне.
8) Битва у Капоретто происходила на: а - Восточном фронте, б - Тихом океане, в - Салоникском фронте, г - итальянском фронте.
9) По плану Гинденбурга Германия: а - отказывалась от наступательных действий на Западном фронте, б - заключала сепаратный мир с Россией, в - выходила из войны, г - вводила рыночное регулирование экономики.
10) Компьенское перемирие подписано: а - 3 марта 1918 г., б - 11 ноября 1918 г., в - 28 сентября 1918 г., г - 3 ноября 1918 г.

Вариант III
1) Германия объявила войну России: а - 28 июня 1914 г., б - 28 июля 1914 г., в - 1 августа 1914 г., г - 3 августа 1914 г.
2) «План Шлиффена» предусматривал ведение: а - маневренной войны, б - молниеносной войны, в - позиционной войны, г - коалиционной войны.
3) Брусиловский прорыв был осуществлен в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917 г.
4) В 1915 г. стратегическая инициатива у: а - Антанты, б - Четверного союза, в - переходит от Антанты к Четверному союзу, г - переходит от Четверного союза к Антанте..
5) Ютландский морской бой происходил в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - в 1917 г.
6) Перестройку экономики в воюющих странах в максимальной мере характеризует: а - введение трудовой повинности, б - введение карточного распределения, в - жесткое государственное регулирование экономики, г - мобилизации и реквизиции.
7) Генерал-фельдмаршал Гинденбург был верховным главнокомандующим: а - Антанты, б - Четверного союза, в - России, г - Германии.
8) План расчленения Османской империи подписали представители: а - Четверного союза, б - Антанты, в - Германии и России, г - Австро-Венгрии и России.
9) В Первую мировую войну погибло: а - 5 млн человек, б - 10 млн человек, в - 12 млн человек, г - 14 млн человек.
10) Брестский мир подписан: а - 15 декабря 1917 г., б - 3 марта 1918 г., в - 28 сентября 1918 г., г - 3 ноября 1918 г.
// Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: 9 класс: История России, XX век: методическое пособие / Т.В.Коваль. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - С. 70-77..

вернуться к блоку "Методические материалы"