Первая мировая война на уроках истории |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Гудков Александр Николаевич, |
||||||
Планируя результаты обучения по темам, связанным с историей войн, в том числе Первой мировой, преподаватель, как правило, предполагает, что учащиеся должны:
При этом сравнительно ограниченное время на рассмотрение Первой мировой войны, большое количество представляющихся значимыми фактов, а также сложившаяся в отечественной школе традиция привели к превалированию военного и политического аспектов в процессе изучения этого периода. Им отводится большее внимание на страницах учебников и на уроках. Иллюстрированию планов и итогов военных действий, международным отношениям в ходе войны посвящены подборки документов (в силу этого редко стимулирующие интерес учащихся к войне). Повседневная жизнь на фронте и в тылу, существенно изменившаяся во время первой в истории человечества тотальной войны и во многом предопределившая социальные процессы послевоенного времени, фактически не рассматривается на уроках, скорее упоминается, чем изучается на конкретных „живых“ примерах. Это в свою очередь снижает эмоциональное восприятие событий Первой мировой войны, а как результат и не в полной мере позволяет сформировать неприятие вооруженной борьбы как метода разрешения международных проблем и противоречий. Справедливости ради стоит признать, что осознание учащимися драматизма того, что происходило в 1914 - 1918 гг., во многом обеспечивается „живым словом учителя“ и демонстрацией видеоматериалов, в том числе документального фильма „Первая мировая война“. Но продуманное использование источников (мемуаров, писем, публикаций в периодических изданиях и т.п.), „дающих слово“ современникам, предоставляет более широкие возможности в этом направлении, создает условия для формирования аналитических навыков школьников. К тому же одним из основных условий, обеспечивающих активизацию процесса обучения, выступает самостоятельная работа школьников, связанная с поиском информации, сопоставлением различных точек зрения, представлением результатов собственной аналитической деятельности и прочее. Этим требованиям в значительной степени соответствуют ролевые игры, которые представляются уместными и в ходе изучения войн. В связи с этим используется следующая организация учебного процесса по истории Первой мировой войны. Первый урок проводится в форме лекции с элементами беседы. В ходе него преподаватель, ориентируясь на актуализацию знаний, приобретенных учащимися в 9-м классе, освещает:
Фактически на этом уроке кратко освещаются основные события военной и дипломатической истории (с момента Сараевского убийства до подписания перемирия в ноябре 1918 г.) с акцентированием внимания на характерных чертах происходившего. В качестве обязательного методического сопровождения выступают: соответствующая карта; портреты политических и военных деятелей (которые размещаются на стенде на период изучения темы); записи на доске (при наличии возможности заменяющиеся компьютерной презентацией). Дома учащиеся должны составить на основе лекции и материала учебника хронологическую таблицу „Первая мировая война“ (которая проверяется на следующем уроке):
Результатом работы школьников в классе и дома выступает знание фактического материала и понимание причинно-следственных связей происходившего в течение 1914 - 1918 гг. Второй урок посвящается социальным изменениям, произошедшим в воюющих странах, повседневной жизни в тылу и на фронтах Первой мировой. Работа строится в форме практического занятия на основе документов. При этом учащиеся делятся на группы по четыре - пять человек. После вводного слова учителя, акцентирующего внимание на том, что масштабные и продолжительные военные действия не оставили в стороне ни одну из сторон жизни граждан стран-участниц, учащиеся работают с документами, свидетельствующими о первой реакции народов на вступление их государств в войну. После этого группы анализируют материалы о том, какой представлялась повседневная жизнь на фронте и в тылу, как она влияла на восприятие войны представителями различных категорий общества. В качестве источников используются фрагменты мемуаров М. Палеолога [3] и Г. Михайловского [2], писем с фронта [4], материалов Охранного отделения. Анализ заканчивается обсуждением. В качестве закрепления материала на уроке может использоваться составление под руководством преподавателя таблицы, демонстрирующей подавление базовых импульсов поведения людей в ходе войны (по П. Сорокину [5]). Такая работа в числе прочего создает основу для понимания складывания революционной ситуации в России и Германии. Заданием на следующий урок является повторение материала, связанного с международными отношениями накануне и в ходе Первой мировой войны. Третий урок начинается с контроля, который проводится в форме выполнения тестовых заданий (не более 10) закрытого типа в течение короткого времени (не более 7 минут) с целью выявления и актуализации знаний учащихся об основных событиях и особенностях Первой мировой войны. После этого организуется ролевая игра „Восстановление мира“ (на основе разработки доктора Дж. Никола из университета г. Экзетера (Великобритания). Ее основными задачами выступают: формирование у учащихся понимания ключевых проблем и факторов, повлиявших на мирные переговоры в Версале; развитие умения видеть проблему с различных точек зрения; формирование знаний, необходимых для изучения международных отношений между двумя мировыми войнами. Игра начинается с вводного слова учителя, который играет роль председателя Парижской мирной конференции 1919 г. Он разбивает класс на четыре группы (по 6 - 7 человек), в каждой из которых выделяются три подгруппы (по 2 - 3 человека), представляющие соответственно США, Великобританию и Францию (как державы, фактически определившие послевоенное устройство мира). Каждая подгруппа выступает в качестве советников Вудро Вильсона, Ллойд-Джорджа и Клемансо, которые должны выработать проект мирного договора с побежденными странами, выбрав одно из нескольких возможных решений по следующим вопросам:
Первые две группы работают над вопросами 1, 3 и 5, другие две группы - над вопросами 2, 4, 6. Время на обсуждение - не более 3 минут. При этом работа группы признается результативной только в том случае, если все три стороны пришли к соглашению. Обязательным дидактическим материалом являются: листы с информацией об основных интересах и целях участников переговоров; листы с вариантами решений по каждому из обсуждаемых вопросов; карты с обозначением обсуждаемых территорий и границ до 1919 г. По итогам обсуждения каждого вопроса один из представителей группы сообщает о результатах классу и обосновывает их. Таким образом, по каждому вопросу представляются два варианта решения. В случае их несовпадения учащимся (трем от каждой группы - по числу стран-участниц) предлагается обсудить их и придти к соглашению. В завершение игры учитель обобщает весь процесс мирных переговоров, зачитывает соответствующие пункты мирного договора с Германией. Дома школьникам предлагается по желанию выполнить творческое задание: написать историю Парижской конференции с точки зрения одной из участвовавших в ней стран, или с позиции Германии, или России. Обязательным заданием является подготовка к повторительно-обобщающему уроку по теме „Первая мировая война“. Заключительный урок проводится в форме конкурса, в рамках которого учащиеся индивидуально:
В качестве содержания заданий могут быть использованы материалы олимпиады „Первая мировая война“, опубликованные в 1999 г. (№ 2) в журнале „Преподавание истории в школе“ [1]. Организованная таким образом деятельность учащихся предполагает особую систему оценивания. Она может быть построена поурочно, но наиболее эффективной нам представляется накопительная оценка (по итогам изучения темы), которая складывается из баллов, полученных за:
В заключение следует отметить, что предложенная схема рассмотрения Первой мировой войны может быть использована для изучения гражданской, Второй мировой и иных войн. Литература:
|
||||||