Один из виднейших деятелей отечественного флота Николай Оттович Эссен родился в Петербурге в семье статс-секретаря Отто Вильгельмовича фон Эссена 11 декабря 1860 года. Уже в раннем возрасте он стал проявлять интерес к морю и флоту. В пятнадцатилетнем возрасте Николай Эссен поступает в морской корпус, который через два года (в 1877 году) был преобразован в Морское училище. В программу училища вошли новые дисциплины, повысилось внимание к математике, механике, вооружению флота, больше времени стало отводиться на практические занятия. Это было связанно с коренным изменением материально-технической базы русского флота, для которого теперь требовались новые высококвалифицированные специалисты.
В двадцать лет Николай с отличием завершил учебу в Морском училище - его имя было высечено на почетной мраморной доске. Став гардемарином, он ушел в двухлетнее заграничное плавание на фрегате «Герцог Эдинбургский». В этом плавании, успешно сдав практику, он в августе 1881 года был произведен в мичманы. Показав себя способным офицером, Эссен в 1884 году был направлен для продолжения учебы в Николаевскую морскую академию.
В двадцать шесть лет лейтенант Эссен окончил морскую академию. С 1892 по 1896 год молодой флотский офицер плавал на кораблях Тихоокеанской, а затем три года - Средиземноморской эскадр. В возрасте тридцати девяти лет, пробыв почти четырнадцать лет в чине лейтенанта, Николай Оттович был произведен в капитаны 2-го ранга. В 1902 году Эссен назначается командиром крейсера «Новик» - водоизмещением 3000тонн и скоростью хода 25 узлов. Крейсер имел бронированную палубу и рубку и был хорошо вооружен. «Новик» вошел в состав русской тихоокеанской эскадры.
Знаменательным событием в жизни Николая Оттовича стало его назначение флаг-капитаном к командующему 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову — выдающемуся флотоводцу и ученому, руководителю двух кругосветных плаваний, герою русско-турецкой войны 1877-1878 годов, создателю тактики броненосного флота. Их совместная работа стала для Эссена той школой, которую «...забыть просто невозможно, а пренебрегать - преступно». Особенно запомнились Эссену дни формирования эскадры - сначала в Кронштадте и Ревеле, а затем в Либаве. Весьма сложными оказались условия перехода эскадры на Дальний Восток, поскольку на ее пути не было ни одной военно-морской базы России. Некоторые государства под давлением Англии отказались снабжать русские корабли топливом и продовольствием. В Танжере эскадра разделилась на два отряда. Первый под командованием вице-адмирала З.П. Рождественского, состоявший из новых броненосцев, которые не могли пройти по Суэцкому каналу, пошел вокруг Африки. Второй отряд под командованием контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама направился через Средиземное море. Из Танжера Николай Оттович был отозван в Ревель для формирования 3-й Тихоокеанской эскадры.
К началу войны с Японией Эссен стал опытным и хорошо подготовленным командиром. Он имел прекрасное образование, многолетний опыт плавания на кораблях различных классов. Он мог решать практически любые тактические задачи, умело управлять кораблем, знал и прекрасно использовал в бою артиллерийское вооружение.
Русско-японская война началась 27 января 1904 года, и Николай Оттович Эссен принимал в ней участие с первого до последнего дня. Внезапное нападение японского флота на тихоокеанскую эскадру, находившуюся в Порт-Артуре, серьезно ее ослабило, так как из строя было выведено два лучших броненосца и ряд мелких судов. Крейсер «Новик», стоявший в глубине внешнего рейда, не пострадал во время ночной атаки и утром вышел в море в разведку с целью выявления сил неприятельского флота.
На следующий день «Новик» под командованием Эссена в течение получаса вел бой с мощной японской броненосной эскадрой. Благодаря искусным действиям командира, крейсер не только уцелел, но и нанес значительные повреждения японским кораблям, ведя по ним интенсивный огонь с короткой дистанции. За этот бой Н.О.Эссен был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость», а действие экипажа крейсера во время боя было поставлено в пример всему личному составу русской эскадры.
В феврале 1904 года командующим эскадрой назначается вице-адмирал Макаров, который в свою очередь назначает Эссена командиром эскадренного броненосца «Севастополь», который также как и «Новик» прославился во время обороны Порт-Артура.
После гибели Макарова, ставшей тяжелой утратой для всей русской эскадры, Эссен был назначен флаг-капитаном с оставлением в должности командира «Севастополя», на котором разместился штаб нового командующего эскадрой. Николай Оттович решительно выступал против использования флота только для обороны Порт-Артура. Он настаивал на том, что эскадра должна выйти в море и дать бой японцам. Это мнение не разделял новый командующий эскадрой В.К.Витгефт, и после возникшего конфликта Эссен был освобожден от обязанностей начальника штаба (флаг-капитана).
Он остался командиром «Севастополя» и в июне 1904 года был произведен в чин капитана 1-го ранга.
После неудачной попытки прорваться к Владивостоку, русская эскадра вернулась в Порт-Артур, и, начиная с августа 1904 года, деятельность Эссена была связана с обороной порта, прежде всего артиллерийской поддержкой защитников крепости. Команда «Севастополя» отличалась высокой точностью поражения целей корабельной артиллерией, и Эссену поручались наиболее трудные и важные задачи по уничтожению активных вражеских батарей.
Оборона Порт-Артура продолжалась восемь месяцев и закончилась 20 декабря 1904 года. Несколько кораблей русской эскадры, находившиеся с «Севастополем» в бухте Белый Волк, сумели ночью прорвать японскую блокаду и уйти в порты Китая. Но сильно поврежденный «Севастополь», хотя еще и держался на плаву, не мог уйти. Чтобы корабль не достался врагу, Н.О.Эссен вывел его в глубокое место и там затопил, покинув корабль последним.
Борьба за Порт-Артур стоила японцам огромных потерь. Русские потеряли за период обороны крепости 28 тысяч человек, и почти полностью погибла эскадра, находившаяся в порту.
Поражение России в войне с Японией заставило правительство пойти на проведение некоторых реформ, в том числе и в военно-морском флоте.
Получив чин контр-адмирала и вернувшись на Балтику после войны, Эссен становится командиром 1-й минной дивизии, предназначенной главным образом для нанесения торпедных ударов по крупным боевым кораблям и отражения торпедных атак противника, а также для выполнения активных минных постановок, ведения разведки, несения дозорной службы и обеспечения боевых действий кораблей других классов. Дивизия имела 36 эсминцев и более 40 вспомогательных судов. Соединение, при формировании которого был учтен опыт русско-японской войны, стало своеобразным полигоном для отработки многих вопросов организации и ведения морского боя. По признанию адмирала И.К.Григоровича, инспектировавшего дивизию в 1908 году, успешному решению задач во многом способствовали «... высокий профессионализм, организаторские способности, а главное - трудолюбие и творчество...» ее командира.
Не случайным было назначение Николая Оттовича в 1908 году начальником соединений отряда Балтийского флота. На следующий год он стал начальником Морских сил Балтийского моря, а в 1911году - командующим Балтийским флотом с производством в вице-адмиралы. Месяцем раньше этого события Эссен отметил свое пятидесятилетие.
Столь успешному продвижению по службе способствовало активное участие Н.О. Эссена в разработке «Закона об императорском российском флоте». Это был труд Особого военного комитета при Государственной думе, членом которого он состоял. По предложению Эссена на Балтике в течение 20 лет должны были быть сформированы три эскадры: две боевые и одна резервная. Каждая могла состоять из 8 линейных кораблей, 4 линейных и 8 легких крейсеров, 36 эсминцев, 12 подводных лодок. Первые пять лет выделялись в особый период. Согласно «Программы усиленного судостроения Балтийского флота на 1911 - 1915 гг.» предполагалось построить 4 линейных и 4 легких крейсера, 30 эсминцев и 12 подводных лодок. По расчетам Николая Оттовича на это требовалось чуть больше полмиллиарда рублей.
Реализация судостроительной программы стала основным делом Эссена. И относился он к нему, по отзывам сослуживцев, с душой, используя и имеющиеся знания и опыт. Понимая, что одному в крайне ограниченные сроки и в условиях военно-экономической отсталости России столь грандиозных задач не решить, Николай Оттович привлекал к работе .причем на самых ответственных участках, подчиненных офицеров. Им широко применялись как материальные, так и моральные стимулы: переходящие призы, вымпелы, досрочное присвоение воинских званий.
Командующий Балтийским флотом лично присутствовал при закладке и спуске со стапелей новых кораблей. Он часто бывал на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, советовался с профессором морской академии Иваном Григорьевичем Бубновым и академиком Петербургской академии наук Алексеем Николаевичем Крыловым.
В 1912 году Балтийский флот пополнился новыми кораблями. В строй вступили два линейных корабля «Андрей Первозванный» и «Павел I», броненосный крейсер «Рюрик», крейсера «Паллада», «Адмирал Макаров» и «Баян». К осени1913 года в строй вошли линкоры-дредноуты типа «Севастополь», не уступающие английским и немецким кораблям этого класса. Они обладали скоростью до 23 узлов, дальностью плавания 1625 миль, имели главные машины мощностью более 42 тысяч лошадиных сил, 38 орудий калибром до 305 миллиметров. От Путиловской верфи флот получил несколько эскадренных миноносцев, в том числе «Новик», унаследовавший имя погибшего в русско-японской войне крейсера. Во время ходовых испытаний он установил мировой рекорд скорости - 37,3 узла.
Однако, несмотря на усиление Балтийского флота, он по-прежнему значительно уступал германскому флоту.
Кроме строительства новых кораблей требовалось также оперативное оборудование морских подступов к столице. Основу обороны восточной части Финского залива составляли укрепления Кронштадта, где на вооружении находились вполне современные орудия. Созданная Эссеном специальная комиссия под председательством начальника этой морской крепости генерал-майора Н.И.Артамонова отвечала за «...обеспечение защиты портовых сооружений от бомбардировок, преграждение доступа неприятеля к Петербургу, за обеспечение защиты от бомбардировок мест стоянок флота». По замыслу Эссена передовая линия обороны крепости переносилась на более дальние морские рубежи, а строящаяся островная линия становилась втором оборонительным рубежом. Уже к началу 1913 года были готовы под установку вооружения форты Николаевский, Алексеевский, Обручев и Тотлебен. Количество орудий в крепости возросло до 322.
На побережье Финляндии завершается постройка форта Ино, в южной части Финского залива - фортов Красная Горка и Серая Лошадь. Они отличались прочными железобетонными казематами, удобными и надежными помещениями для личного состава, автономными силовыми станциями. Здесь располагались батареи орудий калибром от 152 до 305 мм с достаточно большим запасом снарядов.
Была усилена береговая артиллерия главной базы флота - Ревеля.
Николай Оттович первым в истории военно-морского искусства предложил использовать в морском сражении наряду с надводными кораблями и подводные лодки, которые должны были наносить предварительные удары по неприятельским кораблям еще до начала сражения. И летом 1913 года он утвердил план создания новых пунктов базирования легких сил и подводных лодок в Моонзундском и Або-Аландском морских районах. В сентябре 1913 года на Балтийском заводе заложили серию подводных лодок типа «Барс».
В том же 1913 году Николай Оттович Эссен был произведен в чин адмирала флота.
Адмирал Эссен вплотную занимался вопросами взаимодействия между сухопутными войсками и силами флота в совместных действиях на приморском направлении. Прежде всего требовалось навести порядок в управлении приморскими крепостями, в разграничении власти, прав и обязанностей сухопутных и морских начальников при совместных действиях по обороне берегов и закрепить это нормативными актами. Во-вторых, закладывались основы руководства военно-морскими силами во время войны. Предлагалось, в частности, иметь военно-морское управление в Ставке верховного главнокомандующего, военно-морские отделы при штабах командующих фронтами, военно-морского представителя в штабе армии. Намечалось также направлять в корпуса и дивизии штаб-офицеров связи флота, которые должны были иметь свои радиопозывные, карты и шифры.
В-третьих, формировались подразделения морской пехоты, поскольку «...действия используемых, в том числе в русско-японской войне, в качестве морских десантов армейских частей весьма неэффективны из-за отсутствия у них специальной подготовки».
Весь 1913 год стал весьма плодотворным в деятельности командующего Балтийским флотом. «Адмирал Эссен всю душу вкладывал в подготовку флота к выполнению программы будущих военных действий на случай разрыва с Германией». Осваивалась новая техника: быстроходные линейные и легкие крейсеры, эскадренные миноносцы, трехтрубные торпедные аппараты которых позволяли осуществлять залповую стрельбу, а также гидросамолеты. Разрабатывалась тактика боевого применения подводных лодок, на которые возлагались большие надежды в борьбе с кораблями противника, ведении разведки, а также скрытной постановке мин у вражеского берега. Шел поиск оптимального применения формируемого авиационного отряда флота. Проходили проверку новые правила артиллерийской стрельбы.
Подготовка российского флота к новой войне шла с учетом опыта русско-японской войны. Она хорошо была продумана и носила чрезвычайно интенсивный характер. Не малая роль в этом принадлежала адмиралу Н.О.Эссену. Понимая, что русский флот по численности кораблей, особенно линкоров, значительно уступает германскому флоту, Эссен стремился противопоставить этому высокую выучку экипажей. В результате прекрасно организованной и планомерной боевой подготовке в предвоенные годы он смог добиться в этой области высоких показателей, что неоднократно было подтверждено моряками Балтики в годы Первой мировой войны.
А война с каждым днем приближалась. Мобилизация и развертывание русского флота начались заблаговременно и осуществлялись последовательно по мере нарастания угрозы со стороны Германии.
16 июля 1914 года на столе Николая Оттовича лежала очередная радиограмма с одного из постов Балтийского побережья. В ней содержалась информация о том, что у территориальных вод Российской империи замечены столбы черного дыма, вероятно от скопления там большого количества кораблей.
Спустя час на совещании руководящего состава флота командующий ввел в действие план минного прикрытия входа в Финский залив. Тем временем Балтийский флот был приведен в боевую готовность. Эссен принял решение, не ожидая приказания из Петербурга, с рассветом начинать постановку минного поля.
Чуть начало светать, по сигналу с флагмана заградители приступили к постановке первой из восьми линий заграждений. Через три часа тщательно спланированная заранее операция была закончена. А спустя двадцать минут из столицы пришла радиограмма об объявлении Германией войны России. Таким образом, благодаря энергичным и решительным действиям командующего флотом и его штаба, минное заграждение на центральной позиции, равно как и другие мероприятия, предусмотренные планом, были выполнены еще до начала войны. Огромная заслуга в этом принадлежит лично Н.О.Эссену, который правильно оценил военно-стратегическую обстановку, сложившуюся на Балтике в последние дни перед началом войны и принял все необходимые меры, чтобы привести флот в боевую готовность и обезопасить его на случай неожиданного нападения противника.
Как только поступило сообщение об объявлении Германией войны, в устье Финского залива был развернут дозор из крейсеров. Перед главным минным заграждением заняла позиции бригада подводных лодок. В районе флангово-шхерной позиции сосредоточилась 2-я дивизия миноносцев. За главным минным заграждением находилась эскадра из двух бригад линейных кораблей (4 линкора), бригады крейсеров (5 крейсеров) и 1-й минной дивизии (20 эсминцев). «С этого дня, - обратился к морякам адмирал Эссен, - каждый из нас должен свести все свои помыслы и волю к одной цели - защитить Родину от посягательства врагов и вступить в бой с ними без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только для нас возможны».
Так сосредоточенно, в ожидании прорыва германских кораблей Балтийский флот держался первый месяц войны. До окончательного выяснения намерений Германии ему запрещалось предпринимать какие-либо активные действия в открытом море.
Шли дни, но германский флот не собирался прорываться в Финский залив, а ограничивался лишь демонстративными действиями, которые свелись к артиллерийским обстрелам русских портов и наблюдательных пунктов и поставкой минных заграждений за пределами залива.
Анализ состава и действий германской стороны убедил русское командование в том, что противник не собирается вести наступательные операции крупными силами. Поэтому перед флотом ставилась новая боевая задача — в ближайшее время провести постановку минных заграждений в юго-восточной части для прикрытия фланга и тыла русской армии от возможных ударов с моря, стеснения базирования германского флота и нарушения его коммуникаций.
18 октября после траления фарватеров и поиска подводных лодок противника русские корабли приступили к минированию района между Мемелем и Данцигом. До декабря было произведено 6 минных постановок и 5 минно-заградительных операций. За этот период было выставлено около 3 тысяч различных мин. В целях маскировки корабли выходили на задания только в период наиболее продолжительных ночей. Силы флота были рассредоточены в нескольких пунктах базирования и двигались вдали от берегов, соблюдая строгую радиодисциплину, ведя непрерывную разведку и наблюдение за противником. Результатом этих действий стало то, что в 1914 - 1915 годах на минах взорвались или получили серьезные повреждения 15 немецких боевых кораблей (в том числе 3 крейсера) и 14 транспортов. Даже противник признавал минно-заградительные операции и минные постановки русских образцовыми по своей организации и выполнению.
Также тщательно был установлен четкий порядок прохождения информации от наблюдательных постов до заинтересованных лиц. Ежедневно составлялась оперативная сводка, которая дополнялась данными радиоперехвата и прогнозом погоды. Эти сведения наносились на карту обстановки, находившуюся у начальника службы наблюдения и связи флота. С ней знакомились командиры соединений и кораблей перед выходом в море.
О радиоразведке Балтийского флота следует сказать особо. Здесь русскому командованию помог случай. Так 26 августа сел на мель немецкий крейсер «Магдебург», который заблудился в тумане. Получив об этом известие, Николай Оттович сразу же направил в район чрезвычайного происшествия 1-й дивизион миноносцев и крейсера «Богатырь» и «Паллада». На помощь «Магдебургу» подошел миноносец У-26. Крейсера «Богатырь» и «Паллада» открыли огонь. Под прикрытием туманной дымки немецкий миноносец ушел. Положение «Магдебурга» было явно безнадежным, и его команда взорвала на нем носовые погреба.
При осмотре немецкого крейсера были найдены германские радиошифры, которые Эссен поручил своему штабу тщательно изучить. Затем, по его инициативе, была создана секретная радиостанция для приема германских радиограмм. Персонал станции был тщательно подобран из числа офицеров и лучших радиотелеграфистов, знающих немецкий язык. Работа станции сохранялась в строгой тайне.
Поскольку немцы широко пользовались радиосвязью, командование Балтийского флота было хорошо осведомлено о противнике, что позволило перейти от пассивного ожидания появления германского флота в Финском заливе к активным действиям. Так, благодаря радиоперехватам, стало известно о времени прибытия в Мемель большого транспорта. Туда была послана подводная лодка, которая и потопила его.
В следующем, 1915 году, в море чаще стали выходить группы крейсеров во главе с адмиралом Эссеном. Ряд минных заграждений у германских берегов поставил под флагманским флагом крейсер «Рюрик» в ночь под новый год, пройдя за Борнхольм до Каркали. Спустя месяц подобная задача была решена в Данцигской бухте. Действовать пришлось в весьма сложных условиях. Чтобы попасть в нее, следовало пробиться через льды в Финском заливе. А в начале марта, как доложили Николаю Оттовичу летчики авиационного отряда, здесь подорвалось 8 транспортов.
Командующий флотом на корабле |
Уже в начале 1915 года Балтийский флот значительно усилился введением в строй 4 новых линейных кораблей типа «Севастополь». Штаб флота по указанию Эссена разработал новый план ведения боевых действий, применительно к изменившейся обстановке. Были созданы шесть тактических групп кораблей, включающие по 4 новых и 4 старых линейных корабля и 9 крейсеров. Отдельно выделялись 4 дивизиона миноносцев и бригада подводных лодок. Этот план был утвержден в апреле 1915 года и просуществовал без изменений до конца войны. Согласно плану, с началом форсирования противником минного заграждения по его кораблям должны были нанести мощный артиллерийский удар из главного калибра линейные корабли русского флота и береговая артиллерия. В тоже время крейсера и противоминная артиллерия должны вести огонь по тральщикам неприятеля. Миноносцы, развернутые между минными заграждениями и группами кораблей, должны вести борьбу с вражескими миноносцами и подводными лодками.
Германский флот в Первую мировую войну ни разу не попытался форсировать центральную позицию в Финском заливе, очевидно опасаясь больших потерь. Поэтому трудно сказать, насколько хорошо Балтийский флот смог бы действовать по этому плану, но совершенно точно можно утверждать, что тактический замысел предполагаемого боя был новой страницей в области военно-морского искусства.
Не вступив в решающее сражение с основными силами германского флота, Балтийский флот с честью выполнял ставившиеся перед ним задачи. Моряки Балтики не допустили противника в Финский залив, разгромили прорвавшиеся в Рижский залив неприятельские корабли, огневой поддержкой и десантом морской пехоты помогли сухопутным силам предотвратить захват немцами Риги. Флот принимал участие во многих наступательных и оборонительных операциях, успешно выполнял специальные задания.
При выполнении одного из заданий особенно отличился эсминец «Новик» под командованием капитана 2-го ранга Е.А.Беренса. По приказу адмирала Эссена он вышел в дозор по Ирбенскому заливу. В предутренней мгле его сигнальщики прямо по курсу обнаружили два больших трехтрубных корабля незнакомых силуэтов. Как выяснилось впоследствии, это были новейшие германские эсминцы У-99 и У-100, водоизмещением 1350 тонн с мощным артиллерийско-торпедным вооружением. На поднятый условный сигнал эсминцы не ответили. Тогда «Новик» открыл огонь. Третьим залпом был накрыт головной корабль. На нем загорелась кормовая надстройка. «Новик» перенес огонь на второй немецкий эсминец, пытавшийся поставить дымовую завесу, и на нем также возник пожар. Более того, У-99 наскочил на мину и подорвался. Второй эсминец, объятый пламенем, ушел в открытое море. «Новик» вышел из боя практически без потерь. Получив донесение о результатах патрулирования, Николай Оттович приказал в тот же день представить к наградам отважных моряков.
Несмотря на успехи флота, адмирал Эссен настаивал на дополнительных защитных мерах. По его приказу был срочно создан специальный отряд кораблей Рижского залива во главе с капитаном 1-го ранга Н.С. Вяземским. В него вошли линейный корабль «Слава», 6 заградителей, 4 подводные лодки, несколько десятков транспортов и вспомогательных судов, в общей сложности более 50 вымпелов. Минная дивизия была усилена 6-ю миноносцами и группой минных заградителей. Большая часть ее боевого состава перебазировалась на Моонзунд.
Был разработан детальный план взаимодействия с 12-й сухопутной армией. Он согласовывался с ее командующим генерал-лейтенантом П. А. Плеве. План предусматривал высадку морского десанта в случае прорыва противником обороны на приморском направлении. Сам Николай Оттович вплотную занялся воплощением в жизнь мечты, вынашиваемой им еще с довоенных времен - формированием отдельного батальона морской пехоты. Это оказалось очень кстати. Когда противник во время одной из атак прорвался в Кеммерн, в его тылу был высажен небольшой по составу морской десант, который произвел на немцев довольно мощный психологический эффект. Перешедшие в контратаку русские части выбили их из города, а артиллерия флота заставила замолчать вражеские батареи.
Стараниями Николая Оттовича создаются Передовая, Моонзундская и Приморская минно-артиллерийские позиции. Между Передовой и Центральной позициями развертывались маневренные легкие силы флота, с задачей отражения попыток кораблей германского флота прорваться через минные заграждения.
Еще одной яркой страницей в деятельности Балтийского флота стала операция по ликвидации выходивших из Стокгольма немецких судов с грузами в сопровождении конвоя. Разведывательная сводка поступила в штаб флота в первых числах мая, и Эссен приказал готовиться к походу. К тому времени врачи выявили у него сердечную недостаточность и рекомендовали подлечиться, но Николай Оттович решил лично возглавить этот поход.
К шведскому берегу направлялись миноносцы и крейсеры. Ночью русские моряки встретили караван и атаковали его. Был потоплен весь конвой и дозорный корабль «Виндау». Вновь во время боя отличился «Новик». Совместно с «Громом» и «Победителем» он, применив впервые в истории флота залповую стрельбу торпедами по площади, вывел из строя вспомогательный крейсер «Герман» водоизмещением 4 тысячи тонн, потопил 2 траулера с вооружением и 2 парохода.
Для Николая Оттовича Эссена это стало последним выходом в море. Находясь на капитанском мостике флагманского корабля при возвращении домой после успешной операции, он простудился и получил воспаление легких.
7 мая 1915 года в возрасте пятидесяти четырех лет адмирал Эссен скончался. Прибывший в Ревель начальник Морского Генерального штаба адмирал А.И. Русин выразил глубокое соболезнование от имени императора Николая II, верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича семье Николая Оттовича. Его тело было доставлено в Петроград и захоронено в Александро-Невской лавре под артиллерийский салют с оказанием всех воинских почестей.
Конечно, у Эссена не было столь громких морских побед, таких как у Наварина или Чесмы, Калиакрии или Синопа. Однако для русского флота им было сделано не мало. Его личная храбрость и мужество, верность долгу и безупречное служение Родине были отмечены двенадцатью орденами, в том числе орденами Св. Георгия 4-й и 3-й степеней. Эссен был также удостоен французского ордена Почетного легиона Командирской степени и английского Большого креста.