Военные впечатления волной хлынули в детскую душу. Необычайные сцены проводов на войну, возвращение раненых с театра военных действий, всевозможные споры, беседы на военные темы, совершенно новы, неизвестные настроения - все это приковывает внимание детей, и в душе молодого поколения остается глубокий след. С каким вниманием слушает ребенок чтение газет в кругу семьи, чтение писем, присланных с театра военных действий; не по летам начинает задумываться ребенок, глядя на то, что совершается в окружающем мире. У некоторых школьников проявляется особенная охота к чтению книг, в которых описываются войны, бои и т. п. Детские игры также начинают принимать иной характер: лепят из снега крепости, устраивают своеобразные сражения, приступы и т.п. <…>
Дети - это чуткий барометр, воспринимающий все колебания общественных переживаний, настроений. Для учителя переживаемое время несет особенные заботы, требует особенного внимания к проявлению детских переживаний, чувствований. <…>
<…> в начальной школе в старшем, третьем отделении предложено было написать совершенно свободное сочинение под заглавием «Война». В классе восемь человек, средний возраст 12 лет. Приведу как хорошие, так и плохие работы, здесь важна не эта сторона. Ученики - все дети крестьян, живут в деревне, от уездного города в 19-ти верстах: у многих братья или родные на войне, а у некоторых уже ранены и лежат в лазаретах.
А. Бабаев (очень способный ученик).
«Война. Брат мой служил на Дальнем Востоке в стрелковых полках. По объявлении мобилизации, рассказывает мой брат их полки привезли для обороны Варшавы. Когда они приехали за город, была ночь, не отдыхая они пошли за город. Когда отошли верст десять, то послали разведчиков, а сами стали пить чай. Вдруг видят - скачет разведчик с приказом ихнему батальону наступать. Бросили чай и пошли. Учуяв неприятеля, они спрятались в овраг. Когда немец подошел на небольшое расстояние, раздалась команда; немцы стали отстреливаться. Но вдруг немцы стали отступать, потому что к нам пришла помощь. Мы стали их преследовать. Раз мы легли, и я стал заряжать винтовку, вдруг щелк, и кровь полилась из правой руки. Мало того летит другая пуля и ударила мне в правую ногу пониже паха. Я вырыл левой рукой закрытье и лежу. Вечерело. Канонада стала стихать. Я встал и пошел на одной ноге, дошел до перевязочного пункта, сделали перевязку и отвезли на железнодорожную станцию, а оттуда повезли в Петроград и поместили в лазарете, называемый Геда». (Лазарет имени учениц и сослуживцев гимназии Гедда).
|
Cухов, Ив. Алек., тоже способный ученик.
«Война. В немецком государстве был хлеб очень-дорог. Немецкий государь и объявил Русскому Государю войну. Русский Государь и говорит: «так что ж? у меня войска на тебя готовы» Вот и началась сильная война. У России солдат убавилось много, а у немцев больше. Когда у Российского Государя убили много солдат, Российский Государь стал собирать ополченцев и новобранцев. Когда брали ополченцев, то родные плакали об своих солдатах.
Белухин, О., способный ученик.
«Война. Война Германии с Россией идет очень сильная. У меня угнали крестного. Он стоял в Москве, потом из Москвы перевели в город Двинск, простоял в Двинске двое суток, из Двинска его погнали в Сувалки. А из Сувалок нет никакого письма. За Россию вступились несколько держав: Франция, Англия Бельгия, Сербия. В начале Германия объявила войну Сербии, а потом и России. По объявлению войны Германией России за Германию вступила Турция. У нас в деревне говорят, что будто двоих уже убили. Их родные очень плачут. У нас в деревне очень много взяли на войну, взяли всех ополченцев и ратников, которые получили отставку. Неприятель подошел было близко к городу Варшаве. Неприятель сражался на берегу больших рек Вислы и Саввы».
|
Прощай! // Искры. - 1914. - №31. - С. 245 |
Ив. Потемкин
// Русская школа. - 1914. - № 12. - С. 12-14. |